Как правило, постановка диагноза заикание не представляет трудностей, поскольку характерные изменения речи легко заметны окружающим.
Основной симптом – это запинки в речи, возникающие в начале или в середине фразы.
Они выглядят как:
- многократное повторение одного и того же слова или слога
- растягивание звуков или паузы в разговоре.
Нередко наблюдается расстройство координации речи и дыхания: ребенок начинает говорить после практически полного выдоха и на вдохе.
Нередко к речевому расстройству добавляются специфические особенности поведения, которые, как правило, используются для уменьшения психологического дискомфорта. Ребенок начинает
- моргать
- раскачиваться
- беспричинно улыбаться
- зевать
- покашливать
- паузы заполняются словами-паразитами: «ну», «это» «вот» и т.п., сопровождаются изменением голоса, темпа речи.
По мере прогрессирования состояния у ребенка развивается
- логофобия (боязнь речи вообще или конкретных слов)
- звукофобия (боязнь конкретных звуков).
Зацикливание на собственной речи приводит к усугублению симптоматики.
Выбор методики лечения ОНР зависит от возраста ребенка и уровня нарушения. В зависимости от ситуации занятия могут проводиться индивидуально или в группе.
Для этой цели используются
- различные игры, соответствующие возрасту пациента,
- артикуляционная гимнастика и массаж.
Занятия, направленные на тренировку мелкой моторики, способствуют укреплению нейронных связей, необходимых для работы речевого аппарата.
Коррекция ОНР первого уровня
При ОНР первого уровня у детей дошкольного возраста коррекция направлена на улучшение понимания и формирования речи.
Во время занятия проводится расширение пассивного словаря с использованием изображений и конкретных предметов, малыша учат различать сходные по смыслу или звучанию слова, синонимы и антонимы.
При оттачивании разговорной речи максимальное внимание уделяется умению активно пользоваться изученными словами, начиная с односложных. Дефекты произношения на этом этапе игнорируются.
По мере осваивания простых слов идет изучение несложных предложений из 2-3 слов. Это позволяет повысить интерес ребенка к разговорам.
Коррекция ОНР второго уровня
Коррекция общего недоразвития речи 2 уровня у дошкольников направлена на
- расширение пассивного и активного словаря,
- развитие речевой активности,
- грамматического компонента речи, а так же ведется работа по коррекции звукопроизношения.
В процессе занятия специалист учит малыша
- объединять предметы в группы,
- понимать и использовать предлоги, обозначающие место и время,
- различать однокоренные слова с разными приставками и суффиксами.
Во время тренировок фразовой речи уделяется внимание
- умению строить предложения по образцу, в том числе с использованием одного и того же слова в различных формах
- ребенка учат отвечать на вопросы по картинке
- запоминать несложные стихи
- активно использовать предложения из нескольких слов с обязательным пониманием сказанного
- часть занятия обязательно посвящается тренировке артикуляции.
Коррекция ОНР третьего уровня
Коррекция ОНР третьего уровня направлена на обучение дошкольников
- навыкам связной речи,
- совершенствование лексико-грамматической стороны речи,
- закрепление правильного звукопроизношения и фонематического восприятия.
На данном этапе особое внимание уделяется подготовке детей к усвоению грамоты.
Коррекция ОНР четвертого уровня
Общее недоразвитие речи четвертого уровня у детей требует направленной коррекции конкретных нарушений.
Цель – достижение детьми возрастной нормы устной речи, необходимой для успешного школьного обучения.
Необходимо совершенствовать и закреплять
- произносительные умения,
- фонематические процессы,
- лексико-грамматическую сторону речи,
- развернутую фразовую речь,
- развивать графо-моторные навыки и первичные навыки чтения и письма.
Общее недоразвитие речи – это очень распространенная проблема. Важно не списывать имеющиеся затруднения на возраст ребенка, его характер или лень.
Своевременное обследование у логопеда позволит точно выявить причину нарушений, а также начать занятия, направленные на их устранение.
Логопедические занятия по коррекции заикания у детей
Логопедические занятия, направленные на коррекцию заикания у детей
- дошкольного возраста
- младших школьников
- подростков.
Их основной целью является изменение практики говорения. Специалист должен научить ребенка говорить плавно и без запинок.
В зависимости от возраста ребенка, степени тяжести нарушения и сопутствующих патологий, занятия могут проводиться как в индивидуальном, так и в групповом формате.
Заикание – это проблема, которая может стать причиной массы других расстройств. Чем раньше будет начата профессиональная коррекция, тем проще будет справиться с патологией.
Комплексные диагностические обследования
Коррекция речи у взрослых и детей в центре кардинально отличается. Это связано с разным уровнем развития органов речи и множественными психологическими нюансами.
Способность человека говорить обеспечивает целый комплекс морфологически связанных между собой структур нервной и дыхательной систем, а также органов артикуляционного аппарата (губы и язык, нижняя и верхняя челюсть, твёрдое и мягкое нёбо).
Есть также свои нюансы, напрямую не связанные с анатомией. При коррекции речевого развития у детей логопед чаще всего имеет дело с какой-либо патологией, которую необходимо просто немного «подправить». Но даже врождённые нарушения, сравнительно легко поддающиеся лечению в детском возрасте, у взрослых гораздо тяжелее корректировать.
Кроме этого, зачастую приходится иметь дело с пациентами, потерявшими способность говорить уже в зрелом возрасте. Например, логопедическая помощь требуется после удаления гортани (операция проводится при онкологических заболеваниях) или при параличе ряда мышц после инсульта.
Речь можно вернуть даже в таких случаях, но это требует времени и больших усилий как со стороны логопеда, так и со стороны пациента. Этиология нарушений речи у взрослых намного разнообразнее.
Индивидуальный подход и комплексная терапия, на которых строится работа специалистов, дают прекрасные результаты в рамках логопедической коррекции.